О последствиях снегопадов: «Все понимают форс-мажор. Но от этого не легче»
Гендиректор транспортной компании «Далини» Руслан Нигматулин прокомментировал изданию «БИЗНЕС Online» влияние снегопадов на логистическую отрасль и продуктовый ритейл:
– Мы в «Далини», как все перевозчики, испытываем последствия снегопадов и закрытия трасс. Машины стояли в Поволжье и на Урале. Ситуация сказалась на сроках доставки. Штрафов от заказчиков, как правило, нет, потому что все понимают форс-мажор. Но от этого не легче.
Простой – это прямые убытки, потому что машина зарабатывает только, когда едет. А лизинговые платежи и прочие затраты в период простоя не останавливаются. Более того, расходы выросли. Даже если машина стоит, топливо тратится на обогрев. Мы оплачиваем водителям дополнительные командировочные, питание и прочее.
До сих пор есть вопросы с пробками и заторами в городах, трудности на погрузках и разгрузках, потому что сложно подъехать к объектам. В том числе такая проблема в Татарстане.
Почему транспортники зимой повышают тарифы? В логистике есть своя электронная «биржа». Если предложение машин маленькое, как сейчас, то цена растет. Да, погода повлияла. Перевозчики не выпускают автомобили в рейсы, многие встают на ремонт.
И часто грузовладельцы сами повышают цену, лишь бы отправить груз поскорее. Есть категория заказчиков, которая таким образом подсаживает перевозчиков на высокие тарифы и повышает среднюю цену на рынке. Это удобно тем отправителям, у кого сезонное производство. Они сейчас переплатят, а потом отыграются.
Страдают от такого резкого повышения те, кто стабильно отгружает продукцию на протяжении года. Поэтому они и стараются работать с постоянными перевозчиками по фиксированным тарифам.
В этом году январь в целом получился сложным для отрасли, потому что сократился грузопоток на московском направлении. Производства в Москве не отгружают товары, соответственно машины возвращаются оттуда пустыми. И перевозчик закладывает эти расходы на цену. Кстати, случиться такое может в любом месяце года.
Кроме того, на рынке труда сохраняется дефицит кадров, и у каждой компании в автопарке до 20% машин простаивает из-за отсутствия водителей. Эти автомобили могли бы улучшить ситуацию.
Фото: «БИЗНЕС Online»